Статья 408. Решение суда надзорной инстанции

(Утратила силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ)

Комментарий к статье 408 УПК РФ

1. Содержание решения надзорной инстанции аналогично содержанию решения кассационного определения и регулируется ст. 388.

2. Прекращение производства по делу в надзорной инстанции производится по общим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом (ст. ст. 24 - 28). Смотрите также ком. к ст. 384. Представляется, что суд надзорной инстанции должен прекратить дело и по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 443, если в ходе рассмотрения дела придет к выводу, что: а) имеющиеся доказательства и дополнительно представленные материалы доказывают, что осужденный совершил деяние в состоянии невменяемости или что у него после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; б) осужденный не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести.

3. В случае отмены решения, вынесенного мировым судьей, дело подлежит направлению не мировому судье, а в апелляционную инстанцию, т.к. повторное после отмены решения рассмотрение дела мировым судьей законом не предусмотрено.

4. Судебная практика знает частичную отмену судебных решений (например, при наличии оснований для отмены приговора и направления дела на новое рассмотрение лишь в отношении одного из нескольких осужденных). Это возможно только при том условии, что новое рассмотрение дела лишь в этой части не отразится на полноте, всесторонности и объективности уголовного процесса.

5. Пленум ВС РФ распространил на полномочия надзорной инстанции действие положения п. 1 ч. 1 ст. 237, касающегося возвращения уголовного дела прокурору <1>. Однако правомерность данного разъяснения вызывает сомнения. Следует обратить внимание на то, что согласно позиции Конституционного Суда РФ <2> дело возвращается прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судом, когда в досудебном производстве были допущены существенные нарушения закона, неустранимые в судебном производстве. При этом Конституционный Суд явно имел в виду препятствия для рассмотрения дела судом первой, а не надзорной инстанции, ибо возможности исследования обстоятельств дела в порядке надзора намного уже, чем в суде первой инстанции. Поэтому для производства в суде надзорной инстанции неустранимыми будут являться и такие нарушения, которые вполне преодолимы при непосредственном рассмотрении дела по существу. В этой связи в подобной ситуации представляется более правильным возвращение судом надзорной инстанции дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, который и принимает решение о возвращении дела прокурору.

--------------------------------
<1> См.: п. 15 Постановления Пленума ВС от 11.01.2007 N 1 "О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции".
<2> См.: п. 1 Постановления КС РФ от 08.12.2003 N 18-П по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 УПК РФ в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан // РГ. 23.12.2003. N 257.

6. Суд надзорной инстанции не вправе игнорировать или произвольно отклонять доводы надзорных жалобы или представления, не приводя фактических и правовых мотивов отказа в удовлетворении заявленных требований <1>.

--------------------------------
<1> См.: п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 1 "О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции".

Другой комментарий к статье 408 УПК РФ

1. Отмена приговора, определения или постановления с передачей дела на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения, так и вследствие того, что изложенные в нем выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела (например, в случае, когда суд оставил без проверки выдвинутое подсудимым алиби либо его утверждение о том, что хотя он и находился на месте преступления, но к его совершению непричастен).

2. При отмене приговора суда апелляционной инстанции уголовное дело подлежит передаче на новое апелляционное рассмотрение и в том случае, если одновременно отменяется приговор мирового судьи.

3. Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции передает дело на новое кассационное рассмотрение, так как сам не вправе принимать решение по делу вместо суда кассационной инстанции во избежание подмены одного порядка производства другим. Кроме того, в случае отмены кассационного определения и принятия окончательного решения судом надзорной инстанции останутся без рассмотрения в кассационном порядке поданные на приговор жалоба или представление, что нарушит права соответствующих участников процесса, в том числе право осужденного на защиту.

Исключение из этого правила допускается в случае, когда в надзорном порядке рассматривается дело о нескольких осужденных, причем в отношении одних суд кассационной инстанции вынес определение, а в отношении других решения не принимал. Относительно последних надзорная инстанция при наличии к тому оснований принимает решение, не передавая дело о них в суд кассационной инстанции.

4. При отмене судебного решения нижестоящей надзорной инстанции (например, если оно вынесено с нарушением требований ст. 405 УПК) и признании законными и обоснованными вынесенных по делу приговора и кассационного определения вышестоящая надзорная инстанция принимает окончательное решение без передачи дела на новое рассмотрение в порядке надзора.

5. Независимо от оснований отмены определения или постановления, вынесенных в порядке надзора, передача дела для повторного рассмотрения его нижестоящей надзорной инстанцией не допускается.

6. Изменяя приговор и последующие судебные решения ввиду несоответствия назначенного наказания тяжести преступления и личности осужденного, суд надзорной инстанции может принять во внимание имеющиеся в деле обстоятельства, смягчающие наказание, которые не были учтены судами первой и второй инстанций, а также дополнительные материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного не требуют проверки.

7. Принимая решение о внесении изменений в состоявшиеся приговор, определение или постановление, суд надзорной инстанции может изменить их частично, оставив те же решения без изменения в остальной части.

Внесение во вступившие в законную силу судебные решения каких бы то ни было изменений и даже формулировок, ухудшающих положение осужденного, недопустимо.

8. Решение суда надзорной инстанции должно соответствовать требованиям ст. 388 УПК, устанавливающей содержание кассационного определения (см. коммент. к этой статье).

9. Согласно ч. 4 комментируемой статьи определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление - председательствующим в заседании президиума.

10. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что надзорные жалобы и представления, а также все иные процессуальные документы, поданные либо вынесенные в ходе надзорного производства, приобщаются к уголовному делу.