(Утратила силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ)
Комментарий к статье 407 УПК РФ
1. Согласно ч. 2 настоящей статьи в судебном заседании, помимо прокурора, который выступает как орган надзора за законностью, давая суду заключение по надзорной жалобе, принимают участие осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, а также иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Таким образом, в судебном заседании надзорной инстанции могут принять участие не только лица, от которых исходят жалоба или представление, но и все иные непосредственно заинтересованные лица. При этом говорится не о простом их присутствии, а именно об участии в судебном заседании, что, на наш взгляд, означает, что они с разрешения суда вправе дать здесь свои объяснения. Если интересы стороны непосредственно не затрагиваются жалобой или представлением, она не имеет права принять участие в судебном заседании надзорной инстанции. Например, если в жалобе вопрос об отмене судебного решения ставится только в отношении того эпизода преступной деятельности, в котором принимал участие лишь один из осужденных, то другие осужденные по данному делу не могут принять участие в судебном заседании. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 19 ч. 4 ст. 47 обвиняемый имеет право получать копии любых принесенных по делу жалоб и представлений и подавать на них свои возражения. Аналогичное право имеется у потерпевшего (п. 20 ч. 2 ст. 42).
2. В Постановлении КС РФ от 14.02.2000 по делу о проверке положений ч. ч. 3, 4, 5 ст. 377 УПК РСФСР были признаны неконституционными положения уголовно-процессуального закона, позволяющие суду надзорной инстанции рассматривать дело без ознакомления осужденного, оправданного, их защитника с доводами принесенного протеста, без извещения о времени и месте судебного заседания, без предоставления им реальной возможности письменно или в заседании суда изложить свою позицию относительно доводов принесенного протеста, когда в нем ставится вопрос об отмене судебного решения по основаниям, ухудшающим положение осужденного или оправданного <1>. То есть, когда эти участники не заявили ходатайства об участии в судебном заседании, рассмотрение дела в их отсутствие тем не менее явится существенным нарушением закона, если только отсутствуют надежные сведения о надлежащем их извещении судом о месте и времени судебного заседания и доводах надзорных жалоб или представлений, поданных другими участниками процесса.
--------------------------------
<1> См.: Российская газета. 23.02.2000. N 38.
3. Как разъясняет Пленум ВС РФ, при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора могут быть использованы дополнительные материалы, поступившие с жалобой или представлением, если они относятся к обстоятельствам, которые были предметом исследования в суде, и не свидетельствуют о наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене приговора, определения и постановления с направлением дела на новое судебное рассмотрение. Изменение приговора и последующих судебных решений или отмена с прекращением дела на основании дополнительных материалов не допускаются, за исключением случаев, когда достоверность фактов, устанавливаемых такими материалами, не нуждается в проверке судом первой инстанции (документы, свидетельствующие о недостижении осужденным возраста, с которого наступает уголовная ответственность, об отсутствии прежней судимости и др.) <1>. Необходимо, однако, отметить, что в статьях гл. 48, в отличие от кассационной процедуры (ч. 5 ст. 377), не упоминается о праве суда надзорной инстанции оперировать дополнительно представленными материалами. Представляется, что отсутствие такого указания не является пробелом в законе, а может быть объяснено намерением законодателя максимально уйти в надзорном производстве от апелляционных начал, напротив, свойственных российской кассации в смысле гл. 45. Поэтому, на наш взгляд, истолкование данного "пробела" не должно быть сопряжено с применением в надзорном производстве упомянутой выше ч. 5 ст. 377 по аналогии.
--------------------------------
<1> См.: п. 21 ПВС от 11.01.2007 N 1 "О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции".
4. Часть 1 ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что "разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом". Такие случаи предусмотрены в УПК лишь в ст. 241. Представляется, что нередко встречающийся отказ вышестоящих судов допускать на свои заседания публику противоречит закону. Ссылки на то, что согласно ч. 2 ком. статьи в судебном заседании принимают участие лишь прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом, не могут, на наш взгляд, оправдать изъятия из конституционного принципа гласности судопроизводства. Так, например, то обстоятельство, что раздел II УПК РФ назван "Участники уголовного судопроизводства", вовсе не означает, что в зал судебного заседания не допускаются неучастники, т.е. публика.
Другой комментарий к статье 407 УПК РФ
1. Участие прокурора в производстве предварительного следствия или дознания по делу, в рассмотрении в суде первой и второй инстанции не является препятствием для его участия в рассмотрении того же дела по жалобе либо представлению в суде надзорной инстанции (см. коммент. к ст. 66).
2. Комментируемая статья предусматривает, что о времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК, что в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, что этим лицам предоставляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением, а непосредственно в судебном заседании - дать свои устные объяснения. Тем самым существенно повышены возможности (по сравнению с прежним законом) производства в суде надзорной инстанции как стадии уголовного процесса, в которой проверяется законность, обоснованность и справедливость вступившего в законную силу судебного решения.
3. Вызов указанных участников процесса может быть осуществлен как по их ходатайству, так и по инициативе суда или его председателя. Неявка участника процесса, надлежаще извещенного о времени и месте заседания суда надзорной инстанции, не влечет отложения либо приостановления рассмотрения дела, если суд не посчитает необходимым участие того или иного лица в заседании.
4. Обеспечение лицам, участвующим в судебном заседании, возможности ознакомиться с жалобой или представлением должно быть организовано до заседания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, путем направления копии жалобы или представления соответствующим участникам процесса либо приглашения их в суд для ознакомления с указанными процессуальными документами.
5. В рассматриваемой статье не приводятся права приглашенных на заседание участников процесса. Представляется, что председательствующий должен разъяснить им право заявить отвод составу суда или кому-либо из судей, судье-докладчику, прокурору, давать объяснения по доводам жалобы или представления, представлять копии процессуальных документов и дополнительные материалы, заявлять ходатайства об истребовании таких материалов.
6. Члены суда надзорной инстанции, а равно судья-докладчик, не входящий в состав этого суда, подлежат отводу в случаях, предусмотренных ст. 61 - 63 УПК.
Поскольку после отмены вступивших в законную силу приговора, определения, постановления и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной либо кассационной инстанций по делу выносится новое судебное решение, пересмотр его в порядке надзора может быть осуществлен тем же судом надзорной инстанции в прежнем составе.
7. После доклада обстоятельств дела, содержания обжалуемого судебного решения и мотивов жалобы или представления судье-докладчику могут быть заданы вопросы членами суда надзорной инстанции. Судья-докладчик вправе высказать свое мнение по поводу обоснованности жалобы или представления.
8. После доклада судьи слово предоставляется прокурору для поддержания надзорного представления.
Применительно к делам, рассматриваемым в порядке надзора по представлениям прокуроров, в ч. 5 комментируемой статьи содержится лишь указание на то, что прокурору предоставляется слово для поддержания внесенного им представления. Однако данная статья не регламентирует действий прокурора, участвующего в заседании суда надзорной инстанции, в случае, когда обнаруживается необходимость скорректировать позицию, изложенную в его представлении либо представлении вышестоящего прокурора. Видимо, в этом случае прокурор, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанным на результатах рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, вправе уточнить позицию с учетом положений ст. 405 УПК.
9. После выступления прокурора слово для дачи объяснений предоставляется осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему и его представителю - для поддержания поданных ими жалоб. Причем, как уже отмечалось, прокурор, потерпевший и его представитель вправе подать соответственно представление или жалобу лишь в сторону улучшения положения осужденного. Они вправе также возражать против жалобы осужденного, его защитника или законного представителя.
10. Рассмотрев дело, президиум суда или Судебная коллегия по уголовным делам (Военная коллегия) ВС РФ с соблюдением тайны совещания судей принимают решение - соответственно постановление или определение.
11. Как и при кассационном рассмотрении дела либо при его разрешении коллегией судей в суде первой инстанции, суд надзорной инстанции принимает решение большинством голосов судей. При равенстве голосов членов президиума суда надзорные жалоба или представление оставляются без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения - без изменения. Исключение из этого правила предусмотрено лишь в отношении уголовного дела, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь (ч. 10 комментируемой статьи).