Статья 406. Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления

(Утратила силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ)

Комментарий к статье 406 УПК РФ

1. По жалобам и представлениям, поступающим в суды надзорной инстанции, независимо от результатов их рассмотрения должны приниматься судебные решения. Направленные в суд надзорной инстанции жалобы и представления вместе с приобщенными к ним копиями процессуальных документов и дополнительными материалами предварительно рассматриваются судьей, который в необходимых случаях вправе истребовать уголовное дело для изучения и проверки доводов заявителя и разрешения жалобы или представления. Дело должно быть истребовано в каждом случае, когда возникают сомнения в законности, обоснованности и справедливости приговора, законности и обоснованности определения или постановления. Как полагает Пленум Верховного Суда РФ, в 30-суточный срок рассмотрения судом надзорной инстанции жалобы или представления не включается время, связанное с истребованием уголовного дела <1>, однако это разъяснение вызывает недоумение, ибо из текста данной статьи подобный вывод не следует. Более того, поскольку УПК не устанавливает сроков, в течение которых в надзорную инстанцию нижестоящими судами представляются истребованные дела, рассмотрение жалоб может затянуться на недопустимо долгое время.

--------------------------------
<1> См.: пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 "О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции" // РГ. 20.01.2007. N 11.

2. Лица, правомочные рассматривать ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не вправе допускать отказ в истребовании уголовных дел, если содержащиеся в жалобе или представлении доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах. Решение о возбуждении надзорного производства без истребования уголовного дела может быть принято, когда нарушения, влекущие пересмотр приговора или иного судебного решения, усматриваются из судебных решений и иных материалов, прилагаемых к жалобе или представлению (дело рассмотрено незаконным составом суда, осужденный не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, истекли сроки давности уголовного преследования и т.п.). В любом случае суд надзорной инстанции не вправе рассматривать жалобу или представление в судебном заседании без предварительного истребования уголовного дела <1>.

--------------------------------
<1> См.: Там же. Пункт 5.

3. По результатам рассмотрения судья выносит процессуальное постановление. В случае возбуждения надзорного производства в постановлении указывается, в чем именно заключается нарушение, допущенное в предыдущем судебном разбирательстве, повлияло ли или могло повлиять данное нарушение на законность, обоснованность и справедливость оспариваемого судебного решения. Судья не связан доводами надзорных жалобы или представления и может принять решение о пересмотре обжалуемого судебного решения судом надзорной инстанции в любой его части, по любым законным основаниям и в отношении любого осужденного или оправданного по данному делу при условии, что устранение нарушений повлечет улучшение положения осужденного, оправданного либо лица, уголовное дело в отношении которого прекращено. Что же касается постановления об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, то судья обязан дать в нем аргументированные ответы на все доводы, в которых оспариваются законность, обоснованность и справедливость судебного решения, и изложить мотивы, по которым эти доводы признаются несущественными. Во всяком случае, судья, принимая решение о возбуждении надзорного производства, не вправе предрешать выводы суда надзорной инстанции <1>.

--------------------------------
<1> См.: Там же. Пункты 7 - 8.

4. В ком. статье прямо не предусматривается обязанность судьи уведомлять заявителей о своем предварительном решении, что следует рассматривать как пробел в законе. Тем не менее судья обязан направить такое уведомление. Неизвещение судьей о принятом предварительном решении заявителя не позволяет последнему обжаловать это решение соответствующему председателю суда (ч. 4 настоящей статьи). Как указал Конституционный Суд РФ, судья, рассматривающий надзорную жалобу, обязан рассмотреть жалобу в полном объеме, оценив все доводы жалобы и мотивировав принятое им решение. При этом закон предполагает не только право заявителя подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Иное явилось бы нарушением не только процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, но и конституционного права гражданина на защиту, в том числе судебную, своих прав и свобод <1>.

--------------------------------
<1> См.: Определение КС РФ от 25.01.2005 N 42-О по жалобам гр. П.А. Астахова, С.Д. Замошкина, В.К. Карцевой и Ю.А. Костанова на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. ст. 7 и 123, ч. 3 ст. 124, ст. ст. 125, 388 и 408 УПК РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 4.

5. Пленум ВС РФ высказал позицию, согласно которой председатель суда вправе реализовать свои процессуальные полномочия в надзорном производстве (не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления) лишь в случае внесения в суд надзорной инстанции жалобы или представления, в которых оспаривается правильность выводов судьи, решением которого было отказано в удовлетворении первоначальных жалобы или представления <1>. Справедливость данного разъяснения вызывает сомнения. Надзорное производство - ревизионная процедура, поэтому председателю суда в случае незаконности или необоснованности решения судьи нельзя отказать в праве отменять его и по собственной инициативе.

--------------------------------
<1> См.: п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 "О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции" // РГ. 20.01.2007. N 11.

Другой комментарий к статье 406 УПК РФ

1. Поступившие в суд соответствующей надзорной инстанции надзорные жалобы и (или) надзорные представления с приложенными к ним процессуальными документами и дополнительными материалами рассматриваются судьей.

2. В целях полной и всесторонней проверки доводов, изложенных в жалобах и представлениях, судья вправе истребовать уголовное дело.

3. После изучения указанных обращений, а также уголовного дела, если оно было истребовано, судья выносит одно из постановлений, указанных в ч. 3 комментируемой статьи. Постановление должно быть мотивированным, т.е. содержать основанные на судебных решениях, а в случае истребования дела - на его материалах доводы в подтверждение принятого судьей решения об отказе в удовлетворении жалобы или представления либо о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

4. Председатель верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, Председатель ВС РФ либо его заместитель могут принять решение, возможность вынесения которого предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи, на основании поступивших к ним жалобы или представления на постановление судьи об отказе в удовлетворении этих обращений.

5. По смыслу ч. 4 комментируемой статьи указанные должностные лица не вправе отменить решение судьи о возбуждении надзорного производства. Такое решение влечет обязательное рассмотрение надзорной жалобы или представления соответствующим судом надзорной инстанции.

6. Постановление председателя верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда об оставлении без удовлетворения жалобы или представления на решение судьи об отказе в удовлетворении может быть обжаловано в ВС РФ.