1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может по соответствующему запросу разрешить иностранному государству осуществить транзитную перевозку по территории Российской Федерации лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора.
2. Решение по запросу о транзитной перевозке лица по территории Российской Федерации принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.
3. Основанием для содержания под стражей лица при транзитной перевозке по территории Российской Федерации являются разрешение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на транзитную перевозку и решение судебного либо иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу.
4. В разрешении на транзитную перевозку по территории Российской Федерации может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных статьей 464 настоящего Кодекса.
5. При транзитной перевозке воздушным путем разрешение на ее осуществление требуется только в случае промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации. В этом случае запрос о транзитной перевозке лица по территории Российской Федерации рассматривается в общем порядке.
Комментарий к статье 462.1 УПК РФ
1. В соответствии со ст. 16 Европейской конвенции от 21.03.1983 "О передаче осужденных лиц" (Страсбург, ратифицирована РФ 28.08.2007). сторона в соответствии со своим законодательством должна удовлетворить запрос о транзитной перевозке осужденного по своей территории, если с таким запросом обращается другая сторона, которая договорилась с еще одной стороной или с третьим (не участвующим в данной Конвенции) государством о передаче этого лица на свою территорию или с нее.
2. Сторона может не разрешить транзитную перевозку: а) если осужденный является одним из ее граждан; б) если преступление, за которое назначено наказание, не является таковым в соответствии с ее собственным законодательством.
3. Запросы о транзитной перевозке и ответы направляются Министерством юстиции запрашивающего государства Министерству юстиции запрашиваемого государства. Ответы направляются по тем же каналам. Кроме того, любая сторона может посредством заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы указать, что она воспользуется другими каналами связи.
4. Сторона может удовлетворить запрос о транзитной перевозке осужденного по своей территории, с которым обращается третье государство (неучастник Конвенции "О передаче осужденных лиц"), если это государство договорилось с другой стороной о передаче на свою территорию или с нее.
5. Сторона, получившая запрос о транзитной перевозке, может содержать осужденного под стражей лишь столько времени, сколько требуется для транзитной перевозки по ее территории.
6. Стороне, получившей запрос о транзитной перевозке, может быть предложено дать заверения в том, что осужденный не подвергнется судебному преследованию или, за исключением предусмотренного в предыдущем пункте, не будет взят под стражу или иным образом подвергнут любому ограничению свободы на территории государства транзита в связи с любым совершенным им преступлением или назначенным ему наказанием, предшествовавшими его отбытию с территории государства вынесения приговора.
7. Не требуется запроса на транзитную перевозку в случае транспортировки самолетом над территорией какой-либо стороны и не предусматривается посадка на ней. Однако каждое государство может посредством заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии, одобрении или присоединении потребовать представления ему уведомления о любых таких перевозках над его территорией.
Другой комментарий к статье 462.1 УПК РФ
Продиктованная повседневными потребностями практики международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства комментируемая статья, включенная в УПК в конце декабря 2009 г., однако, в названном Кодексе - абсолютно чужая. Вопрос об использовании территории Российской Федерации и ее воздушного пространства для каких бы то ни было транзитных перевозок иностранных государств к российскому уголовно-процессуальному праву отношения не имеет и комментарию с позиции теории уголовно-процессуальных правоотношений не поддается. Правомерность возложения на должностных лиц прокуратуры обязанности, предусмотренной частью второй комментируемой статьи, крайне сомнительна хотя бы потому, что к уголовному делу в данном случае они не имеют никакого отношения, а вся проблема связана исключительно с суверенитетом государства, т.е. с функцией внешнеполитического ведомства государства.