1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.
(Статья дополнительно включена с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 166-ФЗ)
Комментарий к статье 8.1 УПК РФ
1. Согласно требованиям ст.120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (п.1 ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа правосудия - независимости судей (присяжных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа может быть расценено как существенное нарушение процессуального закона, влекущее отмену судебного решения.
________________
См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года N 1 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С.293.
2. Установленный Конституцией РФ и к.с. принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.
________________
См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С.282.
3. Независимость судей и подчинение их только закону - это не лозунг, это положение, обеспеченное как требованиями, закрепленными в к.с., так и закрепленными в ст.ст.9-16 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" гарантиями того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Речь идет о следующих правовых положениях:
________________
См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - N 30. - Ст.1792.
- требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;
- присяга судей;
- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;
- запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- право судьи на отставку;
- неприкосновенность судьи;
- система органов судейского сообщества;
- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
- обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;
- право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.
4. Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
________________
См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 года N С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 года N ВК-6-08/835 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1998. - N 1.
5. Требования к судье, кандидату в судьи, определены ст.4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Так, судьей может быть гражданин РФ:
1) имеющий высшее юридическое образование;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
6. При соответствии вышеуказанным требованиям:
1) судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
2) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
3) судьей районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
7. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
8. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
9. Порядок отбора кандидатов на должность судьи определен ст.5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
10. Исходя из содержания ст.ст.6 и 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", судьи районных судов (в том числе председатели, заместители председателей районных судов), а также судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий субъекта Российской Федерации.
11. Несколько иначе назначаются председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а равно председатели, заместители председателей военных судов. Представления Председателя Верховного Суда РФ об их назначении основываются на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а не на заключении квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).
12. Председатель Верховного Суда РФ также назначается. Право его назначить на должность предоставлено Совету Федерации Федерального Собрания РФ, который осуществляет эту функцию по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
13. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность аналогичным образом Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Отличие порядка их назначения заключается в том, что представление Президента РФ, основывается не только на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, но и на представлении самого Председателя Верховного Суда РФ.
14. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии с ч.ч.1, 3 ст.294 УК уголовно наказуемо. Более того, судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч.1 ст.9, ст.10 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
15. Это правило распространяется не только на учреждения (подразделения), правомочные осуществлять организационное обеспечение деятельности судов, но и на любые иные несудебные органы (должностных лиц), реализующих в нашем государстве контрольные и надзорные функции.
16. Таким образом, вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия запрещено. Однако не вся деятельность суда есть правосудие. Поэтому закономерно существование в государстве учреждений, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых судами решений и видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в суды исковые заявления и жалобы (ст.333.16 НК РФ).
17. Налоговые органы субъектов Российской Федерации в судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в это случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.
________________
См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты государственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 года N С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 года N ВК-6-08/835 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - 1998. - N 1.
18. Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", незамедлительно информирует соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.
19. Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.
20. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
21. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
6) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
13) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
22. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Она включает в себя также тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
23. Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями.
1) судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора или иного судебного акта;
2) уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета РФ. Только ему предоставлено также право привлечения судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (т.е. возбужденному не в отношении этого судьи), а равно изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи. Причем данные процессуальные решения Председатель Следственного комитета РФ принимает:
- в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п.4 ч.1 ст.448 УПК);
- в отношении иных судей с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.448 УПК);
24. К административной ответственности судью Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда может привлечь лишь судебная коллегия в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. А иного судью - судебная коллегия в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также лишь по представлению Генерального прокурора РФ.
25. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
26. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
27. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:
- в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ;
- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.
28. Заключение судьи под стражу возможно лишь с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
29. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:
- в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
30. О значении понятия "процессуальное действие" см. комментарий ст.49 УПК.
31. См. также комментарий ст.8 УПК.