1. Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия .
2. Понятыми не могут быть:
1) несовершеннолетние;
2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;
3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
3. Понятой вправе:
1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал;
3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.
4. Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации .
Комментарий к статье 60 УПК РФ
1. Задачей понятых является удостоверение факта, содержания, хода и результатов следственных действий, при производстве которых он присутствовал. Таким образом, понятой участвует в обеспечении удостоверительной стороны доказывания в уголовном судопроизводстве, гарантируя достоверность результатов следственных действий. Поэтому недопустимо привлечение понятых к производству следственных действий с единственной целью - обеспечить в суде доказательственную базу для закрепления и подтверждения показаний допрошенных по делу лиц, данных в присутствии понятых.
2. Понятыми могут быть лица, способные объективно удостоверить факт производства, ход и результаты процессуальных действий <1> и не заинтересованные в исходе уголовного дела. Закон не раскрывает в данной статье понятие заинтересованности, однако ясно, что это любая заинтересованность в исходе дела. Она может быть не только личной (например, в случае родственных или иных близких отношений, долговых обязательств понятых с кем-либо из участников процесса, выступающих на стороне обвинения или стороне защиты), но и служебной зависимостью понятых от лиц, участвующих в следственном действии, а также их общей ведомственной принадлежностью к органам, осуществляющим уголовное преследование. Поэтому лица, являющиеся сотрудниками таких органов, находящиеся в организационном или функциональном (на время проведения отдельных мероприятий) подчинении работника органа дознания, следователя, проводящего данное следственное действие либо его начальства, не могут быть понятыми. Это относится не только к аттестованным сотрудникам, но и к административно-техническому персоналу, водителям машин, лицам, с которыми у органов, ведущих расследование, заключены возмездные договоры об участии в качестве понятых и т.д.
--------------------------------
<1> См.: Определение КС РФ от 29.01.2009 N 46-О-О.
3. Если появляются данные о заинтересованности в деле лиц, приглашаемых в качестве понятых, в т.ч. когда сторона защиты выдвигает соответствующие доводы, бремя опровержения этих данных и доводов в силу принципа презумпции невиновности лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14), организовавшей проведение следственного действия, которая должна доказать, что в качестве понятых ею были приглашены вне всяких разумных сомнений незаинтересованные лица. Однако в случаях, указанных в п. п. 2 - 3 ч. 2 ком. статьи, такая презумпция является неопровержимой, и соответствующие лица в любом случае не могут быть понятыми.
4. Если исходить из буквального содержания пункта 3 части 2 данной статьи, можно прийти к выводу, что запрещено быть понятыми не всем, но лишь тем работникам органов исполнительной власти, которые наделены полномочиями по осуществлению ОРД и (или) имеют отношение к предварительному расследованию (оперативные работники, дознаватели, следователи, прокуроры). Тогда понятыми могли бы быть, например, сотрудники полиции, не занимающие должности дознавателей, бойцы ОМОН, оказывающие силовую поддержку проведению следственного действия, и т.д. Как представляется, в подобных случаях, при заявлении стороной защиты соответствующего возражения, обвинение должно будет с полной достоверностью доказать, что эти лица абсолютно не заинтересованы в исходе уголовного дела, что на практике сделать крайне сложно.
5. Об участии понятых в проведении следственных действий см. ком. к ст. 170.
Другой комментарий к статье 60 УПК РФ
1. Участие понятых в российском уголовном судопроизводстве имеет давнюю историю, которая исчисляется с середины XVII в. Относительно четкое определение предназначения понятых в уголовном процессе дано российским законодательством в УПК впервые. Смысл участия понятых, как видно из ч. 1 комментируемой статьи, состоит в удостоверении факта совершения определенного следственного действия, его содержания, хода и результатов.
2. Важно иметь в виду, что в законе четко определены следственные действия, при производстве которых признается обязательным участие не менее двух понятых. К ним относятся следственные действия, предусмотренные следующими статьями УПК: 177 (осмотр), 178 (осмотр трупа, эксгумация), 181 (следственный эксперимент), 182 (обыск), 183 (выемка), ч. 5 ст. 185 (осмотр, выемка задержанных почтово-телеграфных отправлений), ч. 7 ст. 186 (осмотр и прослушивание фонограммы), 193 (предъявление для опознания), 194 (проверка показаний на месте).
Законодатель не ограничился перечислением следственных действий, проведение которых с участием понятых является одним из условий допустимости доказательств, полученных в результате проведения следственных действий. В УПК предусмотрены также случаи факультативного участия понятых. В частности, установлено (ч. 2 ст. 170), что в остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.
3. Важная законодательная новелла по поводу участия указанных лиц в уголовном судопроизводстве состоит в том, что даже когда по общему правилу предусмотрено обязательное участие понятых, в указанных законом специальных случаях допускается возможность проведения следственных действий без участия понятых. Имеются в виду труднодоступные местности, отсутствие надлежащих средств связи, а также ситуации, когда производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. В этом случае в протоколе должна быть сделана соответствующая запись, а для фиксации хода следственного действия и его результатов применяются технические средства. При невозможности это сделать делается соответствующая отметка в протоколе (см. коммент. к ст. 170).
4. Важность участия понятого состоит в том, что он является лицом, способствующим собиранию доказательств. Столь ответственное предназначение предопределило содержащееся в законе требование об обеспечении участия в качестве понятых лиц, не заинтересованных в исходе дела. Не случайно законодатель в ч. 2 комментируемой статьи специально указал круг лиц, которые не могут быть привлечены в качестве понятых.
Несоблюдение требований закона к подбору понятых и отсутствие в протоколе их подписей, подтверждающих проведение соответствующих действий, влечет признание проводимого действия незаконным, а протокола - недопустимым доказательством (БВС РФ. 2006. N 1. С. 25).
5. При подборе понятых следователь должен учитывать, в состоянии ли они (в силу физических и психических данных) правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить воспринятое.
6. Лицо, участвующее в качестве понятого, может быть привлечено к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования.
7. Права, которыми наделяется понятой, вполне обеспечивают выполнение возлагаемых на него обязанностей. Придавая, однако, важное значение осведомленности понятого о своих процессуальных правах и об ответственности, законодатель неоднократно напоминает об обязанности следователя сделать необходимые разъяснения (ч. 5 ст. 164, ч. 4 ст. 170 УПК).