Статья 467. Передача выдаваемого лица

1. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи.

2. В случае, если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче.

3. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи.

Комментарий к статье 467 УПК РФ

1. При удовлетворении требования о выдаче международно-правовое управление Генеральной прокуратуры РФ уведомляет запрашивающую сторону о принятом решении и направляет поручение МВД или ФСБ РФ об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов запрашивающей стороны.

2. Порядок этапирования и выдачи задержанного лица предусматривается, в частности, Ашхабадским соглашением министерств внутренних дел стран - участниц СНГ от 17.02.1994 "О порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу" <1>.

--------------------------------
<1> См.: Сборник международных соглашений МВД РФ. М.: Спарк, 1996.

Другой комментарий к статье 467 УПК РФ

1. В комментируемой статье детализирован порядок передачи выдаваемого лица, предусмотрены условия переноса сроков передачи и основания его освобождения. При применении комментируемой статьи следует учитывать ст. 18 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., которая устанавливает необходимость информировать запрашивающую сторону не только о месте и времени передачи, но и о периоде времени, в течение которого требуемое лицо задерживалось с целью передачи.

2. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 23.06.1998 N 42/35 при удовлетворении требования о выдаче Генпрокуратура РФ своевременно принимает меры к уведомлению иностранного государства о принятом решении и направлению поручения МВД России или ФСБ России об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов иностранного государства (п. 4).

3. Если по запросу об экстрадиции Генпрокуратурой РФ принято положительное решение, принимаются меры по этапированию и выдаче задержанного государству - инициатору розыска. Порядок действий при этом урегулирован Ашхабадским соглашением министерств внутренних дел стран - участниц СНГ "О порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу" (17 февраля 1994 г.) (Сб. международных соглашений МВД РФ. М.: Спарк, 1996).

4. При возникновении не зависящих от двух государств обстоятельств, при которых осуществление передачи или приема лица, подлежащего выдаче, невозможно, государство, которому стало известно о таких обстоятельствах, обязано уведомить об этом другое государство и совместно договориться о новой дате передачи.

5. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 190-ФЗ действует оговорка Российской Федерации, в соответствии с которой она не несет ответственности по искам о возмещении материального и (или) морального ущерба, связанным с отсрочкой или отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче.

6. Россия может осуществить транзитную перевозку лица, подлежащего выдаче третьему государству, по соответствующей просьбе запрашиваемого или запрашивающего государства при условии, что соответствующее преступление не рассматривается Российской Федерацией в качестве преступления политического или чисто воинского характера, имеющего отношение к ст. 3 и 4 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.

7. Россия может отказать в транзитной перевозке собственных граждан. В соответствии с Законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ установлено, что в соответствии со ст. 21 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. транзитная перевозка по территории России выданного лица разрешается при соблюдении условий, установленных для выдачи.

8. Если при транзите используется воздушный транспорт, то применяются положения ч. 4 ст. 21 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.

9. В соответствии с п. 6 ст. 21 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. транзит выдаваемого лица не осуществляется через любую территорию, в отношении которой есть основания считать, что его жизни или свободе на ней может быть создана угроза в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями.

10. Статья 24 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. устанавливает порядок возмещения расходов, понесенных в связи с осуществлением выдачи и транзитной перевозкой. Расходы, понесенные на территории запрашиваемого государства в связи с выдачей, покрываются этим государством. Расходы, понесенные в связи с транзитом через территорию государства, получившего просьбу о транзите, покрываются запрашивающим государством. В случае выдачи с территории, расположенной за пределами метрополии запрашиваемого государства, расходы, связанные с проездом от этой территории до территории метрополии запрашивающего государства, покрываются последним. То же правило применяется и к расходам, связанным с проездом от территории, расположенной за пределами метрополии запрашиваемого государства, до территории ее метрополии.

11. При применении комментируемой статьи в отношении государств - участников Минской конвенции 1993 г. следует учитывать, что она не содержит указания на возможность продления установленного срока выдачи свыше 15 дней (в Конвенции для исчисления сроков употребляется термин "день", а в комментируемой статье - "сутки") и устанавливает обязательность освобождения выдаваемого лица из-под стражи, если запрашивающая сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи (ст. 67).

12. В соответствии со ст. 70 Минской конвенции 1993 г. Российская Федерация по ходатайству страны - участницы данной Конвенции разрешает транзитную перевозку по своей территории лиц, выданных данной страной или переданных на время третьим государством. При разрешении данных ходатайств Россия пользуется теми же правилами, которые установлены для рассмотрения требований о выдаче, и разрешает транзитную перевозку таким способом, какой она считает наиболее целесообразным.

13. Для государств - участников Минской конвенции 1993 г. предусмотрен порядок возмещения расходов, возникших в связи с выдачей или передачей на время и транзитной перевозкой. Расходы, связанные с выдачей или передачей на время, несет то государство, на территории которого они возникли, а расходы, связанные с транзитной перевозкой, - государство, обратившееся с ходатайством о такой перевозке (ст. 71).