Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства

1. Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора.

3. При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.

4. Запрос о выдаче должен содержать:
1) наименование и адрес запрашивающего органа;
2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

5. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.

Комментарий к статье 460 УПК РФ

1. Выдача, или экстрадиция, - это передача лица, в отношении которого ведется уголовное преследование или которое осуждено за совершение преступления, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, под юрисдикцию которого подпадает это лицо, в целях привлечения последнего к уголовной ответственности или исполнения приговора, а также сопутствующие такой передаче его розыск, задержание и заключение под стражу. Запрос о выдаче лица российской стороне направляется через Генеральную прокуратуру РФ.

2. Основными для России международными договорами, касающимися выдачи, являются Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. <1>, Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957, подписанная от имени РФ в г. Страсбурге 07.11.1996 с оговорками и заявлениями (распоряжение Президента РФ от 03.09.1996 N 458-рп), ратифицированная с оговорками и заявлениями (Федеральный закон от 25.10.1999 N 190-ФЗ) <2> и вступившая для нее в силу 09.03.2000 <3>, а также ряд двусторонних международных договоров. В соответствии со ст. 28 Конвенции о выдаче 1957 г. участвующие в ней государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основании норм указанной Европейской конвенции. В связи с этим необходимо учитывать, что не все положения Минской конвенции отвечают содержащимся в Страсбургской конвенции о выдаче стандартам, соблюдать которые Российская Федерация обязалась при их ратификации. Прежде всего это относится к судебному порядку обжалования решения о выдаче лицом, в отношении которого оно было принято, поскольку Минской конвенцией 1993 г. не предусмотрена такая процедура защиты прав лиц, подвергаемых экстрадиции. В отличие от Минской конвенции 1993 г., Конвенция 1957 г. предусматривает возможность отказа в экстрадиции ввиду политического характера преступления, по поводу которого поступил запрос о выдаче, или с угрозой применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого обращения.

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3 - 28.
<2> СЗ РФ. 25.10.1999. N 43. Ст. 5129.
<3> СЗ РФ. 05.06.2000. N 23. Ст. 2348.

3. При ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конвенции оставила за собой право отказать в выдаче:

а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Российская Федерация также оговорила за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются ФЗ. Кроме того, в соответствии с этими оговорками Российская Федерация не несет ответственности: а) по искам о возмещении материального и (или) морального ущерба, вызванного применением в РФ временного ареста лица в соответствии со статьей 16 Конвенции; б) по искам о возмещении материального и (или) морального ущерба, связанным с отсрочкой или отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче.

Другой комментарий к статье 460 УПК РФ

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается возвращение лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, на территории которого им было совершено преступление или гражданином которого оно является, в целях осуществления в отношении его расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного обвиняемого или подозреваемого.

2. Рассматриваемый правовой институт включает в себя не только сам факт выдачи, но и комплекс процессуальных действий, направленных на то, чтобы воспрепятствовать обвиняемому или подозреваемому скрыться от органов расследования и суда или продолжать заниматься преступной деятельностью. К таким действиям относятся проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для задержания или ареста, применение мер процессуального принуждения, решение вопросов о процессуальном оформлении выдачи лица, а также документов и доказательств по делу.

3. При выполнении мероприятий по экстрадиции граждан стран - участниц Минской конвенции 1993 г. российские органы расследования руководствуются положениями ст. 15, 61 и 63 Конституции, ч. 2 ст. 13 УК, ст. 60 - 62 Минской конвенции 1993 г., а государств - членов Совета Европы, кроме указанных норм российского законодательства, еще и Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. с оговорками, принятыми Законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ.

4. Выдача предполагает соблюдение ряда условий. В частности, она возможна только в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.

Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Как таковые, наряду с преступлениями, указанными в Дополнительном протоколе 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., рассматриваются преступления, указанные в Законе от 25.10.1999 N 190-ФЗ. Аналогичный запрет установлен и в случае, если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин (ст. 3 Дополнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче 1957 г.).

5. Российская Федерация в соответствии с Законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ оставила за собой право отказать в выдаче:

- если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;

- если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;

- исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

- если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам России.

6. При осуществлении выдачи по просьбе государств могут передаваться: а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом; б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Эти предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена.

7. Выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.

8. Указанный порядок оформления распространяется также на ходатайства о транзитной перевозке лиц, выданных другому государству третьим государством (ст. 70 Минской конвенции 1993 г.), и на просьбу о согласии запрашиваемой Стороны на уголовное преследование и осуждение выданного лица за преступление, не указанное в запросе о выдаче (п. "а" ч. 1 ст. 14 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.).