Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Комментарий к статье 449 УПК РФ
1. Данная статья существенно расширяет гарантии неприкосновенности личности названных в ней лиц. Так, в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 19 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы могут быть задержаны с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. В соответствии же с данной статьей запрет на их задержание в порядке ст. 91 УПК РФ (за исключением случаев задержания на месте преступления) является абсолютным. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" при исполнении сотрудником органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей его задержание без официального представителя органов Федеральной службы безопасности или решения суда не допускается. Представляется, что приоритет в этих случаях имеют нормы УПК.
Другой комментарий к статье 449 УПК РФ
1. Положения комментируемой статьи следует применять с учетом перечисленных законодательных актов, предусматривающих процессуальный иммунитет (см. коммент. к ст. 447).
2. Задержание члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (кроме случаев задержания на месте преступления) осуществляется только с согласия соответствующей палаты ФС РФ (п. "б" ч. 2 ст. 19 Закона о статусе депутата), а депутата - с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона об организации органов власти субъектов РФ).
3. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) без согласия прокурора субъекта Федерации (ч. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления). В случае фактического задержания указанных в данной статье лиц они по выяснении личности подлежат немедленному освобождению, за исключением случаев задержания их на месте преступления. Других согласований не требуется. В связи с этим Определением ВС РФ от 25.05.2005 N 72-г05-3 решение областного суда о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 25 Закона Читинской области от 17.12.1997 "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Читинской области" в части установленного им требования о согласовании с прокурором области действий по задержанию депутата представительного органа местного самоуправления удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемая норма не соответствует УПК.
4. В соответствии со ст. 15 Закона о Конституционном Суде судья КС РФ может быть задержан только с согласия КС РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления. Должностное лицо, произведшее задержание судьи КС на месте преступления, немедленно уведомляет об этом КС РФ, который в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия.
5. Часть 2 ст. 42 Закона о прокуратуре не допускает задержание прокурора и следователя прокуратуры, за исключением случаев задержания их при совершении преступления.
6. Уполномоченный по правам человека не может быть задержан без согласия Государственной Думы (ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека). В случае задержания Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
7. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть задержан, если указанное действие осуществляется в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 3 Закона о гарантиях Президенту).
8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты могут быть задержаны только с согласия той палаты ФС РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Закона о Счетной палате).