1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия ;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации ;
6.2) руководителя следственного органа ;
7) следователя;
8) адвоката ;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса ;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации .
2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Комментарий к статье 447 УПК РФ
1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы - независимости судей, разделения властей и др.
Другой комментарий к статье 447 УПК РФ
1. Настоящая глава впервые введена в УПК. Она объединяет статьи, определяющие особый порядок возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления дела в суд и судебного рассмотрения, установленный в отношении некоторых категорий выборных и должностных лиц. Установление данного особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности указанных лиц.
Особый процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора либо привлечения его в качестве обвиняемого не предполагает наличие у вышестоящего прокурора полномочия произвольно отказать в возбуждении такого уголовного дела и тем самым не допускает как ограждение прокурора от уголовного преследования при установлении в его действиях признаков преступления, так и ограничение возможностей защиты гражданами, пострадавшими от этих действий, своих прав и законных интересов, в том числе в порядке уголовного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.04.2005 N 193-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елаева Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 45 и 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
2. Содержание норм данной главы конкретизирует (применительно к уголовному судопроизводству) положения законодательства, регламентирующего правомочия, функции и меры защиты неприкосновенности указанных лиц.
3. Статус и процессуальный иммунитет депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации определены в Законе о статусе депутата.
4. При применении данной статьи следует также учитывать, что действующее законодательство предусматривает процессуальный иммунитет и для члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов. Данное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора (п. 7 ст. 50 Закона о выборах депутатов).
5. Статус и процессуальный иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации регулируется Законом об организации органов власти субъектов РФ, а также конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
6. Статус и процессуальный иммунитет депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, срок их полномочий, порядок подготовки и проведения выборов, условия осуществления данными лицами своей деятельности регламентируются Законом об организации местного самоуправления.
7. Статус и процессуальный иммунитет судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ определены следующими законодательными актами: ст. 122 Конституции, Законами о судебной системе, Конституционном Суде, статусе судей.
8. Статус и процессуальный иммунитет Председателя Счетной палаты, его заместителей, аудиторов и инспекторов Счетной палаты определен Законом о Счетной палате.
9. Статус и процессуальный иммунитет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определен Законом об Уполномоченном по правам человека.
10. Процессуальный иммунитет Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, предусмотрен Законом о гарантиях Президенту.
11. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что процессуальный иммунитет действующего Президента РФ определен в ст. 91, 93, п. "е" ст. 102, п. "ж" ст. 103, п. 7 ст. 125 Конституции, п. 5 ст. 3, п. 3 ст. 21, ч. 2 ст. 36, ст. 71 Закона о Конституционном Суде.
12. Статус и процессуальный иммунитет кандидата в Президенты РФ определен Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171).
13. Ранее процессуальный иммунитет был установлен исключительно для следователя прокуратуры Законом о прокуратуре. Категория "следователь", употребляемая в рамках данной главы УПК, включает в себя: следователей прокуратуры, следователей органов внутренних дел, следователей органов федеральной службы безопасности и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств (см. ст. 151 УПК).
14. Правом производства предварительного следствия наделены также начальники следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и их заместители, действующие в пределах своей компетенции (см. коммент. к ст. 5, 39). Указанные должностные лица при производстве предварительного следствия пользуются правами следователя.
15. Правовой статус адвоката определен Законом об адвокатуре.