Статья 412.10. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

3. В судебном заседании принимают участие лица, указанные в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

4. Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.

5. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

6. Если лица, указанные в части третьей настоящей статьи, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

7. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

8. При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

9. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. По содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.

10. Постановление суда надзорной инстанции выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 389.33 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 412.10 УПК РФ

1. Двухмесячный срок, предусмотренный ч. 1 ком. статьи для рассмотрения надзорных жалоб и представлений не следует путать с 1 - 2-месячным сроком, установленным в ст. 412.6, который также назван сроком рассмотрения жалоб и представлений в ВС РФ. Различие их состоит в том, что 2-месячный срок, упомянутый в ком. статье, - это срок рассмотрения дела в судебном заседании Президиума ВС РФ, тогда как сроки, названые в ст. 412.6, - это сроки предварительного изучения жалобы или представления судьей, завершающегося вынесением им постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции или отказе в этом. Нельзя не отметить вводящую в заблуждение двусмысленность терминологии, употребляющейся в названных статьях, которая допускает использование практически одного и того же понятия - "срок рассмотрения" в ВС РФ или Президиуме того же Суда, т.е. в том же ВС РФ, - применительно к совершенно разным процедурам.

2. По смыслу ч. 2 ком. статьи постановление о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ может вынести, в частности, член Президиума ВС РФ. Однако согласно ч. 1 ст. 412.5 такое постановление выносится им не как членом Президиума Суда, а как судьей ВС РФ.

3. Запрет Председателю ВС РФ или его заместителю, судье - члену Президиума ВС РФ, вынесшим постановление о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, на участие в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом этого Суда (ч. 2 ком. статьи), по сути, есть не что иное, как обстоятельство, исключающее участие судьи в деле. То же можно сказать о положении ч. 4 ком. статьи, согласно которому дело докладывается в заседании Президиума лишь судьей ВС РФ, который ранее не принимал участия в рассмотрении данного уголовного дела. Эти ограничения направлены на предотвращение влияния на решение Президиума предустановленного мнения, которое могло сложиться у предварительно изучавшего дело судьи. Однако согласно ч. 3 ст. 63, регулирующей в общей части Кодекса основания для отвода судей, судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же уголовного дела лишь в суде первой или второй инстанции, но может это делать в суде надзорной инстанции. То есть такие основания для отвода судьи, как предварительное изучение им жалобы или представления и вынесение им соответствующего постановления либо его предшествующее участие в рассмотрении данного дела, в ст. 63 среди оснований для отвода отсутствуют, в связи с чем участники судебного разбирательства лишены возможности заявить такому судье отвод, а сам он - самоотвод.

Представляется, что названные запреты, во-первых, являются контрпродуктивными, поскольку судья, предварительно рассматривавший жалобу (представление), по сути, мог бы выступить в заседании Президиум как наиболее компетентный судья-докладчик (теперь же другой судья вынужден изучать материалы дела заново, что удваивает трудозатраты), а во-вторых, избыточными, т.к. и предварительно исследовавший жалобу судья, и другие судьи, принимающие участвующие в рассмотрении дела в судебном заседании надзорной инстанции, находятся в равном положении, ибо могут судить об обстоятельствах дела лишь по его письменным материалам, а потому мнение, сложившееся у предварительно рассматривавшего жалобу (представление) судьи, вряд ли будет менее качественно, чем мнения других судей, рассматривающих дело в заседании Президиума, тем более что почти такое же предварительное изучение материалов дела (правда, без вынесения постановления) вовсе не препятствует участию в судебном заседании судьи-докладчика.

Кроме того, если дело докладывается лишь таким судьей ВС РФ, который ранее не принимал участия в рассмотрении данного уголовного дела (ч. 4 ком. статьи), то при многократном рассмотрении одного дела Президиумом ВС РФ (ведь это тоже его рассмотрение) может оказаться невозможным назначить судью-докладчика.

4. В ч. 8 ком. статьи рассматривается лишь одна из возможных ситуаций при голосовании судей, когда при равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными. Однако неясно, что имеет преимущество, если после принятия решения о пересмотре конкурируют такие варианты решений, как отмена приговора, определения или постановления суда (с прекращением производство по данному уголовному делу, либо передачей его в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение, либо возвратом дела прокурору) и внесение изменений в приговор, определение или постановление суда. Думается, что по аналогии с предыдущим положением при равенстве голосов членов Президиума предпочтение должно отдаваться наиболее благоприятному для осужденного или оправданного виду решения, с учетом характера его оснований.

5. Согласно ч. 9 ком. статьи по содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном ст. 260. Представляется, что правила ст. 259 должны применяться не только в части ведения протокола секретарем судебного заседания, но и в части 3-суточного срока для заявления ходатайств об ознакомлении с протоколом судебного заседания, порядка его восстановления, обеспечения сторонам возможности ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства, а также в части других положений, предусмотренных в ч. 7 ст. 259.

Другой комментарий к статье 412.10 УПК РФ

1. В соответствии с требованиями ч.1 к.с. о дате, времени и месте заседания суд извещает осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевших, частного обвинителя, их законных представителей и представителей, Генерального прокурора РФ или его заместителя, (гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, когда жалоба, представление касаются гражданского иска), а также иных лиц, обжаловавших затрагивающее их права и законные интересы судебное решение.

2. Под осужденным, мы подразумеваем лицо, в отношении которого вынесен обвинительный, а под оправданным - оправдательный приговор (ч.2 ст.47 УПК). Защитник может быть как у осужденного (оправданного) так и у лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Под защитником в данном случае понимается физическое лицо, осуществляющее в установленном УПК и иным законодательством РФ порядке защиту прав и (или) законных интересов обвиняемого, лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, путем оказания ему юридической помощи в уголовном процессе.

3. Правила ч.3 и 6 к.с. распространяются на статус защитника и тогда, когда на момент подачи надзорной жалобы (представления) у осужденного (оправданного), лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, такового не было. Суд надзорной инстанции обязан удовлетворить ходатайство обвиняемого, лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, об обеспечении участия в уголовном деле адвоката для защиты его интересов в суде надзорной инстанции. По смыслу ст.16, 49, 50 УПК приглашение, назначение, замена защитника и оплата его труда в отношении осужденного осуществляются по тем же правилам, что и в отношении подозреваемого, обвиняемого, а обязанность по обеспечению участия защитника возлагается не только на суды первой, второй и кассационной инстанций, но и на суд надзорной инстанции. Адвокат, с которым осужденный (оправданный), лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, или от его лица иной человек заключил соглашение о защите обвиняемого либо лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в суде надзорной инстанции, наделяется статусом защитника и соответственно правами, предусмотренными ч.3 и 6 ст.412.10 УПК, после предъявления им ордера на исполнение поручения и удостоверения адвоката.

________________
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2008 года - [Электронный ресурс]. - М., 2008.

См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2007 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - N 10.

4. Вместе с тем на суд не возложено обязанности обеспечить осужденному бесплатную юридическую помощь для подготовки надзорной жалобы, а также для участия в предварительной процедуре рассмотрения надзорных жалоб и представлений (ст.412.5 УПК). На этом этапе судебное производство по уголовному делу, завершенному вступившим в законную силу приговором, ведется в особом порядке (без вызова сторон, без проведения судебного заседания). При таком правовом регулировании соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий прав осужденного должно во всяком случае обеспечиваться на этапе рассмотрения дела по существу судом надзорной инстанции.

5. Между тем осужденный не лишается права в соответствии с ч.8 ст.12 УИК РФ самостоятельно обращаться за юридической помощью (для написания надзорной жалобы по уголовному делу и др.) в соответствующее адвокатское образование либо к иным лицам, управомоченным на оказание такой помощи.

________________
См.: По жалобе гражданина Силаева Виталия Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 49, 50, 51 и частей второй и шестой статьи 407 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 года N 255-О-П.

6. Законные представители могут быть у несовершеннолетнего осужденного (оправданного), а равно у лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера,. Законные представители несовершеннолетнего осужденного (оправданного) - это признанные таковыми специальным постановлением (определением) следователя (дознавателя и др.), суда: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или представители учреждений и организаций, на попечении которых таковой находился, органы опеки и попечительства. Законными представителями лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, могут быть признаны супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Причем при отсутствии у него близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.

7. Имея в виду, что согласно закону участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора является обязательным, судам надлежит своевременно извещать о дне слушания дела соответствующего прокурора. В случае его неявки рассмотрение дела должно быть отложено.

8. Под участием в судебном заседании, о котором идет речь в ч.3 к.с., понимается реализация прав, предоставленных лицу законом в ходе такового.

9. Участие может быть двух видов:
- непосредственное участие;
- участие путем использования систем видеоконференц-связи".

10. Двухмесячный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст.128 УПК (см. комментарий ст.128 УПК).

11. См. также комментарий ст.412.1 УПК.