Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей

1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:
1) представляется им;
2) представляет стороны;
3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними .

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы .

13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Комментарий к статье 328 УПК РФ

1. Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора <1>.

--------------------------------
<1> См.: п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2005 N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" // БВС РФ. 2006. N 1.

2. Отбор присяжных заседателей в суде осуществляется путем: а) освобождения судьей присяжных заседателей от участия в рассмотрении дела (при наличии обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела); б) разрешения вопросов об их отводах и самоотводах (см. об этом ком. к ст. ст. 326, 327); в) применения "правила 14", согласно которому в случае если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются, как правило, четырнадцать первых по списку кандидатов (часть 18 настоящей статьи). Данное правило упрощает процедуру отбора, однако ставит кандидатов в неравные условия, заведомо отдавая предпочтение тем из них, кто оказался первым в предварительном списке. Учитывая, что этот список составляется секретарем судебного заседания или помощником судьи вне судебного заседания и недостаточно определенным законом способом (см. ст. 326), такой метод отбора оставляет место для сомнений в своей объективности и возможности для злоупотреблений.

3. Немотивированный отвод путем вычеркивания из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели первым вправе заявить государственный обвинитель. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 327 он может отвести не более двух кандидатов в присяжные (заявить отвод дважды). Поскольку в судебном разбирательстве государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров и т.д. (ч. 4 ст. 246), возникает вопрос, имеет ли каждый из них право на отвод двух кандидатов? Представляется, что нет, т.к. в противном случае сторона обвинения имела бы возможность, множа число прокуроров, произвольно увеличивать для себя и ресурс немотивированных отводов, что противоречит принципу равноправия сторон (ст. 244). То же самое относится и к немотивированным отводам со стороны защиты. Сколько бы ни было подсудимых, они после заявления отводов государственным обвинителем могут реализовать право на отвод двух присяжных, с тем чтобы их осталось не менее четырнадцати (сходным образом этот вопрос решался и в ст. 439 УПК РСФСР). Например, государственный обвинитель отвел две кандидатуры из восемнадцати, а подсудимый заявил отвод еще двум кандидатам из оставшихся шестнадцати. Если подсудимых несколько, они вправе разделить между собой эти два отвода поровну, что нетрудно сделать, когда подсудимых двое. Однако если их больше и мнения у них не совпадают, такой метод способен дать положительный результат не всегда. В этом случае на усмотрение подсудимых и их защитников предоставляются два способа - голосование или жребий. Процедура жеребьевки законом не определена. Представляется, что она может быть проведена следующим путем: в урну помещаются билеты, где каждый подсудимый указывает отводимого им кандидата. Затем с согласия подсудимых секретарь судебного заседания или какое-либо другое лицо случайным образом вынимает два билета с именами кандидатов, которые после этого считаются отведенными. Тем не менее если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов. При этом, однако, не вполне понятен смысл части 20, согласно которой после завершения немотивированных отводов может остаться менее 14 кандидатов в присяжные заседатели. В соответствии с частью 12 данной статьи после разрешения вопроса о мотивированных отводах должно оставаться не менее восемнадцати кандидатов. Но менее четырнадцати их может оказаться только в том случае, если государственный обвинитель и подсудимый отведут из восемнадцати более чем по два кандидата каждый, что противоречит смыслу ч. 15 настоящей статьи.

Другой комментарий к статье 328 УПК РФ

1. В комментируемой статье достаточно полно описаны требования к содержанию краткого вступительного слова председательствующего судьи.

Представляется, что председательствующий, кроме того, должен разъяснить кандидатам в присяжные заседатели цель отбора таким образом, чтобы у них не возникло негативного отношения к судебной процедуре из-за возможного их отвода. В частности, в кратком вступительном слове следует упомянуть о том, что если кто-то из кандидатов в присяжные заседатели будет отведен, то это будет обусловлено лишь спецификой рассматриваемого дела, а также теми ограничениями, которые установлены законом и распространяются также на председательствующего и других участников процесса, процедура отвода в отношении которых уже была осуществлена.

2. Разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей.

Невыполнение вышеизложенных обязанностей кандидатами в присяжные заседатели может явиться основанием для отмены приговора. Так, по делу П. одна из кандидатов в присяжные заседатели, отвечая на вопрос председательствующего, скрыла факт привлечения ее мужа к уголовной ответственности. Данный факт был установлен после рассмотрения дела. Кассационная палата отменила приговор, указав, что сокрытие кандидатом в присяжные заседатели важных сведений, касающихся его объективности и беспристрастности, лишило стороны возможности воспользоваться правом на безмотивный или мотивированный отвод.

3. Права и обязанности, кроме обязанностей правдиво отвечать на поставленные вопросы и представить иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства, на данном этапе кандидатам в присяжные не разъясняются (см. коммент. к ст. 333).

4. В соответствии с Законом о присяжных заседателях председательствующий судья, руководствуясь требованиями ч. 3 комментируемой статьи, должен опросить кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении дела, и освободить от исполнения обязанностей лиц: не достигших возраста 25 лет; имеющих непогашенную судимость; признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности; состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; имеющих физические и психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.

5. По заявлению кандидатов в присяжные заседатели освобождаются от участия в деле: лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лица, достигшие возраста 65 лет; лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужители.

Решение об освобождении кандидатов в присяжные заседатели по их заявлению по этим и другим основаниям принимается судьей в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи лишь после заслушивания мнения сторон.

6. Пленум ВС РФ обратил внимание судов на то, что в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи разъяснение председательствующим кандидатам в присяжные заседатели их обязанности правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представлять иную информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства, как и их опрос о наличии обстоятельств, препятствующих участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, является обязательным условием формирования коллегии присяжных заседателей и законного состава суда.

Вместе с тем при опросе кандидатов в присяжные заседатели председательствующий должен принять меры к тому, чтобы задаваемые им или сторонами вопросы понимались однозначно, были конкретными, связанными с обстоятельствами, которые, по мнению опрашивающего, могут препятствовать участию кандидатов в присяжные заседатели в рассмотрении данного уголовного дела (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2005 N 23).

7. Требование ч. 10 комментируемой статьи о необходимости передачи сторонами письменных мотивированных отводов связано с ограждением кандидатов в присяжные заседатели от возможного разглашения обстоятельств их частной жизни. Письменные ходатайства сторон с мотивированными отводами кандидатов в присяжные заседатели приобщаются к материалам дела, что дает возможность кассационной инстанции при наличии представления или жалобы об отмене приговора в связи с нарушением норм уголовно-процессуального закона при формировании коллегии присяжных заседателей проверить их обоснованность и принять соответствующее решение.

8. Следующий этап формирования коллегии присяжных заседателей - немотивированные отводы - может состояться лишь при условии, если в результате предыдущих этапов по отбору осталось не менее 18 кандидатов.

Такие условия обеспечивают гарантированное сторонам право на заявление каждым по два немотивированных отвода кандидатам в присяжные заседатели (ч. 5, п. 2, ст. 327). Если в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий принимает меры, предусмотренные ч. 3 ст. 327 УПК.

При наличии более 18 кандидатов в присяжные заседатели первым заявляет немотивированный отвод государственный обвинитель, а затем другая сторона - обвиняемый и защитник.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их согласию, а при отсутствии согласия - путем разделения между ними количества отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно. В этом случае подсудимые реализуют свое право по большинству голосов или по жребию. Жеребьевка проводится председательствующим или секретарем судебного заседания. Представляется, что жеребьевку могут проводить и сами обвиняемые или их защитники под наблюдением председательствующего.

9. Если позволяет число неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.

10. По окончании процесса рассмотрения немотивированных отводов первые по списку 14 кандидатов заносятся в протокол судебного заседания. При этом первые 12 образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в качестве запасных присяжных заседателей.

С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего запасных присяжных заседателей может быть избрано больше. Последнее обстоятельство вызвано тем, что в процессе рассмотрения объемных многоэпизодных дел присяжные заседатели освобождались по различным причинам (болезнь, несчастные случаи, проявление необъективности, нарушение правил, предусмотренных ч. 2 ст. 333 УПК, и др.), после чего приходилось заново формировать коллегию присяжных заседателей и рассматривать дело.

11. Формирование коллегии присяжных заседателей должно производиться лишь в закрытом судебном заседании. Обстоятельством, исключающим участие гражданина в качестве присяжного заседателя, является его отказ от подписки о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Такой присяжный заседатель отводится председательствующим судьей непосредственно перед рассмотрением уголовного дела, в котором содержатся вышеуказанные сведения.