Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Комментарий к статье 324 УПК РФ
1. Суд присяжных - важнейшая конституционная гарантия прав человека, в первую очередь на доступ к независимому правосудию. Профессиональные судьи в силу принадлежности к государственному аппарату почти всегда остаются ближе к государственному обвинению, чем к защите, а потому профессиональный судья не без основания находится под подозрением в некоторой пристрастности к первоочередной защите государственных интересов. Напротив, жюри присяжных свободно от такого упрека, и условия для состязания сторон обеспечиваются здесь более полным и справедливым образом. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ <1>, в России за период с 1994 по 2011 г. судом присяжных оправдывалось в среднем 15 - 17% от общего числа лиц, преданных суду, а количество оправданных остальными судами составляло около 1% <2>. То есть в среднем жюри присяжных в несколько раз реже соглашается с требованиями государственного обвинения, чем обычные суды. Такое колоссальное расхождение не может быть объяснено ни ошибками присяжных, ни особой проницательностью профессионалов. Оно продиктовано различным восприятием правосудия присяжными и профессиональными судьями. Последние фактически более склонны отождествлять свои задачи с задачами прокуратуры и предварительного расследования, а цель правосудия видеть в избавлении общества от преступности, в то время как присяжные рассматривают правосудие как справедливое разрешение спора сторон.
--------------------------------
<1> http://www.cdep.ru - по состоянию на 31.12.2011.
<2> Например, в первом полугодии 2011 г. российскими судами всего было осуждено 399764 человека, оправдано - 4650, причем из них судами присяжных осуждено 557, а оправдано - 103 человека.
КС РФ указывает, что по смыслу ст. ст. 20 (ч. 2), 32 (ч. 5), 47 (ч. 2) и 123 (ч. 4) Конституции РФ судопроизводство с участием присяжных заседателей, в котором не профессиональный судья, а коллегия присяжных самостоятельно принимает решение по вопросу о виновности подсудимого, имеет особую конституционно-правовую значимость, является гарантией судебной защиты права на жизнь, специфическим институтом прямого народовластия, призванного реализовывать как право граждан на участие в отправлении правосудия, так и функцию общественного контроля над правосудием по уголовным делам, обеспечивающую демократичность, открытость и независимость судебной власти <1>.
--------------------------------
<1> Постановления КС РФ от 02.02.1999 N 3-П, от 19.04.2010 N 8-П, Определение КС РФ от 08.02.2011 N 116-О-О.
2. Особенности производства в суде с участием присяжных обусловлены природой такого суда и предполагают, в частности, что присяжные заседатели отдельно от председательствующего судьи решают вопросы, касающиеся доказанности или недоказанности того, имело ли место деяние, в котором обвиняется подсудимый, совершил ли это деяние подсудимый и виновен ли он в его совершении, тогда как председательствующий лишь руководит ходом судебного заседания и без участия присяжных заседателей единолично разрешает иные вопросы (ст. 334 и ч. 1 ст. 339 УПК). При этом присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости и не обязаны мотивировать свое решение <1>.
--------------------------------
<1> Постановление КС РФ от 06.04.2006 N 3-П; Определение КС РФ от 08.02.2011 N 116-О-О.
Другой комментарий к статье 324 УПК РФ
1. Суд с участием коллегии присяжных заседателей возрожден в России Законом РФ от 16.07.1993 N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (в ред. от 20.08.2004) (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1313; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955; 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4924; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2004. N 34. Ст. 3528).
Постановлением Верховного Совета РФ от 16.07.1993 N 5451/1-1 (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1314) о порядке введения в действие вышеуказанного Закона в пяти регионах России (в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) рассмотрение дел с участием коллегии присяжных предусматривалось с 1 ноября 1993 г., в четырех (Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях) - с 1 января 1994 г.
2. Предусмотренное Конституцией и УПК право на рассмотрение дел судом с участием присяжных заседателей явилось достаточно востребованным. Однако фактическое приостановление процесса образования судов с участием присяжных заседателей создало неравные условия для граждан при рассмотрении их дел о преступлениях, подсудных областным и равным им судам.
3. Постановлением КС РФ от 02.02.1999 N 3-П по делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР, п. 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1993 N 5451/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (ВКС РФ. 1999. N 3), признавшим недопустимым назначение наказания в виде смертной казни до принятия и введения федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом предусмотрена смертная казнь, права на рассмотрение его дела судом присяжных, ФС РФ было предложено незамедлительно внести в законодательство соответствующие изменения, обеспечивающие таким лицам возможность реализации права на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей на всей территории РФ.
4. Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 181-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5137), принятому по рекомендации КС РФ, к настоящему времени повсеместно (за исключением одного субъекта РФ) образованы суды с участием присяжных заседателей. В Чеченской Республике деятельность по созданию указанного суда отнесена к началу 2007 г.
5. Комментируемая статья предписывает правоприменителям руководствоваться общими правилами судопроизводства с учетом особенностей, предусмотренных гл. 42 УПК.
6. Такая редакция комментируемой статьи не случайна, так как наличие процессуальных норм, специально предназначенных для применения судом, рассматривающим уголовное дело с участием присяжных заседателей, не исключает действие общих норм.
7. К таким особенностям относятся, например: формирование коллегии присяжных заседателей, роспуск коллегии присяжных заседателей, полномочия судьи, председательствующего по делу, и присяжных заседателей, постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, и др.