1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.
2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.
3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.
5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.
6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.
7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.
Комментарий к статье 280 УПК РФ
1. Педагог, участвующий в допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, по своему процессуальному положению является специалистом (ст. ст. 58, 251). Как таковой он вправе отказаться от участия в судебном разбирательстве, если не обладает достаточными специальными познаниями; задавать вопросы несовершеннолетнему свидетелю или потерпевшему; делать заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; приносить жалобы на действия суда (ч. 3 ст. 58); давать показания (ч. 4 ст. 271), в рамках которых он разъясняет суду и сторонам вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию (ч. 1 ст. 58). Следует иметь в виду, что педагог должен быть полностью не заинтересованным в деле лицом (ст. 71), что необходимо учитывать при выборе его кандидатуры.
2. В качестве законного представителя несовершеннолетнего приглашаются один из его родителей, опекун или попечитель. Если указанных лиц у несовершеннолетнего не имеется, в качестве его законного представителя суд вызывает представителя органа опеки и попечительства (см. п. 9 ком. к ст. 5). В отличие от законного представителя несовершеннолетнего подсудимого (ст. 428), законный представитель свидетеля и потерпевшего не может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, даже если есть основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб законным интересам несовершеннолетнего (например, если имеются основания полагать, что под влиянием своего представителя несовершеннолетний дает недостоверные показания).
Другой комментарий к статье 280 УПК РФ
1. Закон не устанавливает возраста, по достижении которого несовершеннолетний может быть допрошен в качестве потерпевшего или свидетеля. Однако в случае, когда потерпевший или свидетель не достиг 14 лет, а по усмотрению суда - в возрасте от 14 до 18 лет, во время допроса таких лиц участвует педагог. Кроме того, потерпевшие и свидетели указанного возраста, если они имеют физические или психические недостатки, во всех случаях допрашиваются в присутствии педагога.
2. Для получения достоверных показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля важное значение имеет обстановка, в которой он допрашивается. В целях создания благоприятной обстановки на судебное заседание вызывается педагог. Практика показывает, что наиболее положительное значение для успешного допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля имеет приглашение педагога, которого этот свидетель знает. Но закон не выдвигает такого обязательного условия.
3. В тех же целях для участия в допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля вызываются его родители или законные представители. Вызов родителей или законных представителей может иметь место наряду с вызовом педагога, выступающего в качестве специалиста.
4. Председательствующий предоставляет возможность педагогу, родителю или законному представителю участвовать в допросе несовершеннолетнего. Они могут задавать вопросы, но председательствующий вправе устранить те из них, которые не имеют отношения к делу либо сформулированы таким образом, что могут повлечь ответ, не соответствующий обстоятельствам, имевшим место в действительности. На устраненные председательствующим вопросы несовершеннолетний потерпевший и свидетель не дают ответов, но эти вопросы заносятся в протокол судебного заседания.
5. В тех случаях, когда суд найдет это необходимым, на время допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля подсудимый удаляется из зала судебного заседания. Данное правило применяется для того, чтобы исключить влияние подсудимого на допрашиваемого несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Прежде чем принять решение об удалении подсудимого из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, суд выслушивает мнение сторон и других участников судебного разбирательства, а затем выносит соответствующее определение или постановление.
6. О допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля см. коммент. к ст. 425, 426.