1. Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
2. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Неопознанные трупы также подлежат обязательной государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается.
3. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.
4. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 178 УПК РФ
1. Действия судебно-медицинского эксперта во время осмотра дополнительно регламентируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" (раздел IV) <1>. Возникает вопрос: не следует ли использовать суживающее толкование термина "судебно-медицинский эксперт", понимая под ним другого участника процесса - специалиста (в смысле ст. 58 УПК) в области судебно-медицинской экспертизы? Отвечая на него, следует иметь в виду, что в ком. статье говорится не об осмотре места происшествия, а именно об осмотре трупа. Принимая новый УПК РФ (2001 г.), законодатель недвусмысленно выразил свою правовую позицию, заменив термин "специалист в области судебной медицины", ранее использовавшийся в ч. 1 ст. 180 УПК РСФСР, на термин "судебно-медицинский эксперт" (ст. 178 УПК РФ). Такому подходу может быть дано вполне рациональное объяснение - предполагается, что, приступая к осмотру трупа, следователь должен уже назначить судебно-медицинскую экспертизу и для максимально полного учета при проведении последней всех значимых обстоятельств привлечь судебно-медицинского эксперта к участию в осмотре трупа, т.е. на максимально раннем этапе его исследования. Это частично подтверждается вышеуказанным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н, в п. 33 которого осмотр трупа регламентируется как часть экспертизы. Подобный подход не дает правоприменителю права прибегать здесь к суживающему толкованию термина "судебно-медицинский эксперт", ибо буквальное толкование может быть заменено каким-либо другим его видом (суживающим или расширительным; распространительным или ограничительным, коррекционным и др.) только тогда, когда буквальное толкование ведет к абсурду, не допуская никакого рационального объяснения (так называемое золотое правило толкования правовых норм). Следует уважать мнение законодателя, и при исключении им из содержания нормы каких-либо условий и признаков либо, наоборот, при пополнении ее теми или иными новыми условиями либо признаками правоприменитель не должен представлять эту норму таким образом, как будто бы она все еще подразумевает прежнее правовое содержание <2>.
--------------------------------
<1> РГ. 2010. 20 августа.
<2> См.: Манукян А.Г., Смирнов А.В. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. С. 37 - 41, 68.
Однако если осмотр трупа имеет место как часть осмотра места происшествия, производимого до возбуждения уголовного дела, то необходимо признать, что в настоящее время в нем может участвовать не эксперт, а лишь специалист (в области судебной медицины). При этом применяются правила не ст. 178, а ст. ст. 58, 168, 177 УПК РФ.
2. Эксгумация охватывает случаи извлечения трупа из мест только официального захоронения. Учитывая, что УПК не относит эксгумацию к числу неотложных процессуальных действий (ч. 5 ст. 165), без судебного разрешения эксгумацию можно проводить при: а) отсутствии у покойного родственников. О понятии родственников см. ком. к п. п. 4, 37 ст. 5; б) получении согласия родственников (например, в виде отметки на постановлении об эксгумации); в) наличии данных о том, что родственники заблаговременно извещены об эксгумации и не выразили возражений в течение достаточного времени. При возражении родственников эксгумация трупа производится по решению суда, принимаемому в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК, и после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
Другой комментарий к статье 178 УПК РФ
1. Комментируемая статья регулирует не только осмотр трупа, но и его эксгумацию (извлечение из мест официального захоронения).
2. Осмотр трупа в одних случаях бывает самостоятельным и обособленным следственным действием, в других - органической частью осмотра места происшествия и производится либо на месте обнаружения, либо вне его. В последнем случае это самостоятельное следственное действие, производство которого фиксируется в специальном протоколе. Результаты осмотра трупа на месте происшествия заносятся в протокол осмотра места происшествия.
3. Участие судебно-медицинского эксперта (при невозможности - врача) в осмотре трупа является обязательным. Наружный осмотр трупа не заменяет и не исключает последующего назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы.
4. При наружном осмотре трупа устанавливаются: расположение трупа на месте происшествия; его поза, пол и примерный возраст, наличие повреждений и следов; внешний вид одежды и обуви, находящихся на трупе; характер повреждений на одежде; наличие на ней следов, пятен, особых отметок. Во время осмотра трупа подлежат обозрению и обследованию орудия и предметы, находящиеся на трупе, предметы и документы, обнаруженные в карманах одежды, и т.п.
5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязательное фотографирование и дактилоскопирование неопознанных трупов. Кроме того, запрещено их кремирование.
6. При необходимости извлечения трупа из места захоронения обязательны вынесение постановления об этом и уведомление родственников покойного. В случае возражения родственников против эксгумации разрешение на ее проведение может дать только суд (см. приложения 42, 43 к ст. 476).
7. В постановлении о производстве эксгумации трупа указывается, чей труп подлежит извлечению, где он захоронен, для каких целей необходимо данное действие. Эксгумация производится, если требуется: а) произвести осмотр (в том числе повторный) захороненного трупа; б) предъявить труп для опознания; в) произвести экспертизу (в том числе повторную или дополнительную).
Постановление об эксгумации обязательно для администрации места захоронения.
8. По поводу лиц, участвующих при извлечении трупа из места захоронения и его осмотре, см. ч. 1 комментируемой статьи.
9. Предъявление для опознания трупа и его осмотр могут быть произведены на месте его извлечения. В этом случае данные, полученные в результате производства этих следственных действий, а также их последовательность заносятся в общий протокол эксгумации трупа (см. приложение 44 к ст. 476).
10. Если эксгумированный труп предъявлялся для опознания или был подвергнут осмотру в другом месте, о производимых действиях составляется специальный протокол.